Этой фотографии могло бы и не быть, если бы не причудливая цепь случайных событий. Они учились в одной школе, играли в одном спектакле: один - Моцарта, другой - Сальери. Потом старший, Андрей поступил на факультет ВМиК. Леонид позже признавался, что на ВМиК пришел именно благодаря своему другу. Учеба на кафедре математической физики, аспирантура… Сегодня они - стратегические менеджеры, возглавляющие IT-департаменты в «Альфастраховании» и РАО ЕЭС. Их пути то пересекались, то шли параллельно. И вот, еще одна встреча: эта фотография сделана во время интервью для нашего буклета.
Действительно, на ВМиК я пришел во многом благодаря моему школьному другу Андрею Педоренко. К концу десятого класса я твердо решил поступать в университет, но в выборе факультета ясности не было. Рассматривались разные, в том числе, например, и географический. А Андрей уговорил меня поступать на ВМиК. И это несмотря на то, что там надо было сдавать физику, а с этим предметом отношения у меня были сложные: я физики не любил, не понимал и даже побаивался. До сих пор не понимаю, как мне удалось ее сдать. Вообще первые полтора года учеба давалась очень тяжело - ведь я пришел после обычной, а не физико-математической школы. Причем по иронии судьбы я попал именно на кафедру математической физики. Потом втянулся.
Е.В. Шикин очень артистично читал. Я получал эстетическое удовольствие от его занятий. Физику преподавал профессор Буховцев. Это был эксцентричный человек: учебники приносил в авоське, а в манжетах прятал шпаргалки. К студентам был суров, про него говорили: «Вот идет веселый Бух, он не ставит больше двух». У меня за все время учебы не было ни одной тройки, зато были две двойки, которые, правда, я потом пересдал на пятерки. Одна - по дискретной математике, а вторая - у Буха. Я даже не успел понять, за что. Мой ответ длился две минуты, но, видимо, произвел неизгладимое впечатление.
Два года отучился в аспирантуре, сдал все кандидатские минимумы, но в 1987 году ушел на вольные хлеба: стал работать программистом в НИИ автоматической аппаратуры. Позже с ребятами из этого института мы организовали малое предприятие и стали заниматься разработкой софта. Сегодня это называлось бы модным словом VMP-система. Сейчас смешно вспоминать, что это были за программы, но тем не менее тогда нам даже удалось оборудовать ими пару московских НИИ. А несколько лет спустя мы влились в шведскую компанию, стали заниматься серьезными проектами, разработали систему электронных торгов для ММВБ. После ее успешного внедрения я перешел работать к заказчику - поддерживать разработку.
Моя работа состоит из двух частей. Первая - обеспечить функционирование головной компании холдинга, где работает около 2 тыс. человек, - сделать почту, приложения, бухгалтерию. В общем, задача понятная и достаточно простая. Вторая - это установление неких правил игры в области IT для всех компаний холдинга, а их более ста, и для всех мы должны разработать стандарты деятельности, ключевые понятия эффективности, стратегию, даже кадровой работой отчасти приходится заниматься.
Безусловно. Я пришел в РАО ЕЭС из финансовых структур, и мне было с чем сравнивать. Алгоритмизация в энергетике была в разы ниже, чем в финансовом секторе. Но сейчас ситуация начинает меняться, поскольку меняется и сама энергетика. Если до недавнего времени в основном использовалось производственное оборудование 60-70-х годов прошлого века, автоматизации как таковой не было, то сейчас закупают и устанавливают новые, современные котлы, турбины, которые управляются на основе других принципов. Естественно, что при этом роль IT серьезно возрастает. Кроме того, после распада монополии в энергетике возникла вполне конкурентная среда из более чем тридцати независимых предприятий. А это означает, что необходимо использовать более эффективные системы управления, и, следовательно, информационные технологии становятся все более востребованными.
Впрямую полученные знания использует только тот, кто остался в науке или кто учился на программистских кафедрах и дальше двигается по этой линии. Мне же пригодились не столько знания, сколько хорошо структурированные мозги и умение анализировать. Знания математического анализа непосредственно мне не понадобились, но умение правильно поставить задачу, логически и системно мыслить - да. И это помогает делать карьеру в любой области.
Вроде, нет. Правда, проходной балл при поступлении был существенно ниже обычного. Ведь экзамены проходили во время олимпиады, Москва была закрыта, и многие иногородние абитуриенты не смогли приехать. Конкуренция была ниже, и это сказалось: уже на первом курсе был большой отсев. Ну а фестиваль разве что дежурством в добровольной народной дружине запомнился.
Да, и с большим удовольствием. И это всегда бывает интересно и весело.